познавательное12+

Тайны нашего кино

  • сб, 22 дек
    10:25
    Экипаж

    Первый советский фильм-катастрофа "Экипаж" вышел в свет в 1980 году и сразу же стал настоящей сенсацией: билетов на него было не достать, при этом детям до 16 лет вход в кинотеатр и вовсе был запрещен. Актер Леонид Филатов мгновенно приобрел статус советского секс-символа, а юная актриса Александра Яковлева вдруг стала звездой. Как снимали легендарный фильм? И о каких закадровых историях мы еще не знаем? Смотрите программу "Тайны нашего кино" с Иваном Усачевым. "Такого кино в СССР раньше не снимал никто - первым отважился Александр Митта, - говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. - Представляете, чтобы попасть на заветный сеанс, люди выстраивались в очереди и даже выбивали двери кинотеатров". Ажиотаж был понятен: советским зрителям предстояло познакомиться с новым для них жанром - фильмом-катастрофой. А ведь изначально картина называлась "Запас прочности" и задумывалась как сказка! Но Госкино такую идею не одобрило, пожелав увидеть фильм о коллективном подвиге граждан большой страны. А попутно режиссеру Александру Митте нужно было рассказать о... преимуществах самолета ТУ-134. Когда Митта согласился на все это, возникла еще одна проблема: уже Министерство гражданской авиации выступило против экранизации авиакатастрофы, пусть даже и вымышленной. И тогда режиссер пошел на хитрость - просто перенес действие фильма из Советского Союза в вымышленный город Бидри. Такой сюжетный ход устроил всех. Но споры кипели не только вокруг сюжета фильма. Как известно, в СССР секса не было, а "Экипаж" стал не только первым фильмом-катастрофой, но и первой советской картиной со сценой "для взрослых". Это сейчас откровенными сценами из фильма никого не смутишь, а в конце 70-х годов прошлого века это было настоящим скандалом. Сотрудницы лаборатории, когда проявили пленку и увидели кадры с обнаженной грудью Александры Яковлевой, доложили начальству, что Митта в павильонах по ночам снимает оргии! После этой жалобы режиссера вызвали на ковер к начальству. Тогда, тридцать три года назад, Александру Митте пришлось кромсать отснятый материал в угоду цензуре, но сегодня он говорит об этом с юмором: "Мне в моем возрасте выглядеть дедушкой русской эротики неприлично, у меня же внуки есть, давайте забудем это". Съемки сцен "для взрослых" были головной болью не только для режиссера, но и для актеров. Леонид Филатов, например, жутко стеснялся и категорически отказывался снимать джинсы, когда ложился под простыню. Его партнерша Александра Яковлева спустя годы совсем иначе относится к тем самым сценам. "Если вы помните, есть кадр, когда рыбка плавает по моей спине, по плечикам, - говорит Александра. - Это великий оператор Валерий Палыч Шувалов снял все настолько эстетично. Никакой пошлости, разнузданности. Просто два человека любят друг друга в кадре. И я не считаю это эротикой". Роль стюардессы Тамары сделала Яковлеву настоящей звездой. Правда, при этом ее отчислили из театрального вуза. Но Александра ни о чем не жалеет, ведь благодаря "Экипажу" спустя годы она связала свою жизнь с авиацией, работала в аэропортах "Пулково" и "Шереметьево". Почему Елена Проклова и Елена Коренева отказались от роли Тамары? Чем были возмущены все учительницы Советского Союза? И кто должен был играть роль Скворцова, которая в итоге сделала Филатова секс-символом? Работа над "Экипажем" запомнилась не только артистам, но и всем людям, трудившимся над фильмом, ведь процесс его создания был сложным и увлекательным. Киношники много путешествовали, чтобы отснять планы природы: побывали они на Украине, во Франции и даже в Африке. Правда, на Черный континент артистов не брали. Почему? И причем здесь каннибализм?.. А пока съемочная группа колесила по миру, в Казани в авиационном институте трудились конструкторы, собирая самый большой макет самолета в масштабе 1.10. Кто поджег настоящий самолет в Домодедово? Как Леонид Филатов спасал волосы Яковлевой? Посмотрев "Тайны нашего кино" с Иваном Усачевым, вы также узнаете, куда исчезла исполнительница одной из главных ролей Ирина Акулова, что стало с Романом Мониным, сыгравшего мальчика Алика, и каким неожиданным мог быть финал фильма.

    17:25
    Гардемарины, вперед!

    1 января 1988 года на телеэкраны вышел фильм "Гардемарины, вперед!". Он так понравился советским телезрителям, что уже на премьеру картины в кинотеатре "Россия" собралась большая толпа восторженных поклонников. Их было так много, что режиссер Светлана Дружинина и актеры с трудом пробились в зал. "И все кричали, аплодировали, - рассказывала Дружинина. - Потом подошел Миша Боярский: "Давай-ка под руку, мать, пройдем через весь зал". И все встали. Тогда я поняла, что, наверное, мы сделали что-то, что кому-то надо". Надо, и еще как! Вот уже 24 года эта картина остается любимой для многих телезрителей. О том, как создавался кинохит, смотрите в программе "Тайны нашего кино. "Гардемарины, вперед!" на канале "ТВ Центр" в субботу, 1 июня, в 12.45. Теперь сложно представить, но мы могли так никогда и не увидеть приключения бравых курсантов Навигацкой школы или увидеть, но уже в совсем другом виде. И причин тому было немало. "Провинциальный" сценарий. 1 января 1983 года, то есть ровно за пять лет до того, как зрители впервые увидели картину о гардемаринах, в квартире режиссера Светланы Дружининой раздался звонок. Незнакомая женщина предложила ей свой неопубликованный роман для экранизации. Но у Дружининой не нашлось времени, чтобы почитать творение провинциального сценариста-самоучки Нины Сороткиной. Рукопись так и пылилась бы на антресолях, если бы не... пожар. Тогда в квартире Светланы Сергеевны и ее мужа, кинооператора Анатолия Мукасея, многое сгорело, а вот этот сценарий остался. Его прочитала вся семья, и он им так понравился, что Дружинина решила: фильму быть! Беды с Жигуновым. На роль Александра Белова утвердили Сергея Жигунова. И, надо сказать, Дружинина тогда пошла на большой риск. Мало того, что Жигунова как раз отчислили из Щукинского училища за незачет по фехтованию (студент травмировал себе руку, поэтому никак не мог сдать экзамен), так еще прямо во время съемочного процесса его призвали в армию. И служить он должен был не где-нибудь, а в охваченном войной Афганистане! Однако Дружинина лично пошла на прием к министру обороны и отстояла своего актера. Жигунова перевели в подмосковное Алабино, на службу в полк. Так что утром Сергей маршировал, а вечером снимался. Однако через полгода с актером приключилась новая беда: его обрили наголо. Ждать, пока волосы отрастут, съемочная группа не могла. Поэтому половину фильма его персонаж Саша Белов ходил в парике. "И там есть куски, за которые мне просто стыдно и страшно. Он в старом чужом парике, пока ему не сшили новый...", - говорит Дружинина. Никакой церкви! Уже первый отснятый эпизод в церкви худсовет Госкино резко раскритиковал и потребовал переснимать. А вскоре картина и вовсе оказалась на грани закрытия. Тайная канцелярия, крещение и миропомазание - все это советскому зрителю категорически запрещалось видеть... Но сцену в церкви отстояли. К тому же фильм вышел в прокат с опозданием, когда по стране уже вовсю шагала перестройка. Одна сломанная нога. Съемки картины не просто растянулись - целых полгода они не шли вовсе! А все потому, что Светлана Сергеевна сломала ногу. Обожавшая лошадей Дружинина во время репетиции проехалась верхом и неудачно упала. Серьезная травма надолго выбила ее из колеи. К счастью, съемки все-таки возобновились. Пьянству - бой! Согласитесь, трудно представить любую другую актрису в роли Анастасии Ягужинской, кроме Татьяны Лютаевой. А ведь актрисе ох как доставалось на съемках! Так, Дружининой не нравилась сцена, когда де Брильи дает пощечину Ягужинской. Мол, Боярский бьет неправдоподобно, потому как переживает, что приходится ударить женщину по лицу, а Лютаева и вовсе никак не может расплакаться. В конце концов, Боярский так ударил актрису, что слезы пошли самые что ни на есть настоящие. А в другой раз Дружинина и вовсе грозилась выгнать Лютаеву из фильма. А все потому, что она имела неосторожность выпить во время съемок с Харатьяном и Боярским. Строгий режиссер так отчитала Татьяну, что та не на шутку расстроилась. Не знала актриса, что ее в это время продолжали снимать. И именно этот ее крупный план - в очень правдоподобной печали и раскаянии - и вошел в фильм. Что еще интересного происходило на съемочной площадке? Что означает таинственное "Ланфрен-ланфра" из песни в исполнении Боярского? В каком эпизоде можно увидеть Марину Зудину? И почему Дружинина "выгнала" из продолжений картины сначала Владимира Шевелькова, а потом и Сергея Жигунова? Об этом и многом другом расскажет ведущий программы "Тайны нашего кино. "Гардемарины, вперед!" Иван Усачев.

    00:30
    Экипаж

    Первый советский фильм-катастрофа "Экипаж" вышел в свет в 1980 году и сразу же стал настоящей сенсацией: билетов на него было не достать, при этом детям до 16 лет вход в кинотеатр и вовсе был запрещен. Актер Леонид Филатов мгновенно приобрел статус советского секс-символа, а юная актриса Александра Яковлева вдруг стала звездой. Как снимали легендарный фильм? И о каких закадровых историях мы еще не знаем? Смотрите программу "Тайны нашего кино" с Иваном Усачевым. "Такого кино в СССР раньше не снимал никто - первым отважился Александр Митта, - говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. - Представляете, чтобы попасть на заветный сеанс, люди выстраивались в очереди и даже выбивали двери кинотеатров". Ажиотаж был понятен: советским зрителям предстояло познакомиться с новым для них жанром - фильмом-катастрофой. А ведь изначально картина называлась "Запас прочности" и задумывалась как сказка! Но Госкино такую идею не одобрило, пожелав увидеть фильм о коллективном подвиге граждан большой страны. А попутно режиссеру Александру Митте нужно было рассказать о... преимуществах самолета ТУ-134. Когда Митта согласился на все это, возникла еще одна проблема: уже Министерство гражданской авиации выступило против экранизации авиакатастрофы, пусть даже и вымышленной. И тогда режиссер пошел на хитрость - просто перенес действие фильма из Советского Союза в вымышленный город Бидри. Такой сюжетный ход устроил всех. Но споры кипели не только вокруг сюжета фильма. Как известно, в СССР секса не было, а "Экипаж" стал не только первым фильмом-катастрофой, но и первой советской картиной со сценой "для взрослых". Это сейчас откровенными сценами из фильма никого не смутишь, а в конце 70-х годов прошлого века это было настоящим скандалом. Сотрудницы лаборатории, когда проявили пленку и увидели кадры с обнаженной грудью Александры Яковлевой, доложили начальству, что Митта в павильонах по ночам снимает оргии! После этой жалобы режиссера вызвали на ковер к начальству. Тогда, тридцать три года назад, Александру Митте пришлось кромсать отснятый материал в угоду цензуре, но сегодня он говорит об этом с юмором: "Мне в моем возрасте выглядеть дедушкой русской эротики неприлично, у меня же внуки есть, давайте забудем это". Съемки сцен "для взрослых" были головной болью не только для режиссера, но и для актеров. Леонид Филатов, например, жутко стеснялся и категорически отказывался снимать джинсы, когда ложился под простыню. Его партнерша Александра Яковлева спустя годы совсем иначе относится к тем самым сценам. "Если вы помните, есть кадр, когда рыбка плавает по моей спине, по плечикам, - говорит Александра. - Это великий оператор Валерий Палыч Шувалов снял все настолько эстетично. Никакой пошлости, разнузданности. Просто два человека любят друг друга в кадре. И я не считаю это эротикой". Роль стюардессы Тамары сделала Яковлеву настоящей звездой. Правда, при этом ее отчислили из театрального вуза. Но Александра ни о чем не жалеет, ведь благодаря "Экипажу" спустя годы она связала свою жизнь с авиацией, работала в аэропортах "Пулково" и "Шереметьево". Почему Елена Проклова и Елена Коренева отказались от роли Тамары? Чем были возмущены все учительницы Советского Союза? И кто должен был играть роль Скворцова, которая в итоге сделала Филатова секс-символом? Работа над "Экипажем" запомнилась не только артистам, но и всем людям, трудившимся над фильмом, ведь процесс его создания был сложным и увлекательным. Киношники много путешествовали, чтобы отснять планы природы: побывали они на Украине, во Франции и даже в Африке. Правда, на Черный континент артистов не брали. Почему? И причем здесь каннибализм?.. А пока съемочная группа колесила по миру, в Казани в авиационном институте трудились конструкторы, собирая самый большой макет самолета в масштабе 1.10. Кто поджег настоящий самолет в Домодедово? Как Леонид Филатов спасал волосы Яковлевой? Посмотрев "Тайны нашего кино" с Иваном Усачевым, вы также узнаете, куда исчезла исполнительница одной из главных ролей Ирина Акулова, что стало с Романом Мониным, сыгравшего мальчика Алика, и каким неожиданным мог быть финал фильма.

О передаче

Каждый выпуск посвящён одной известной картине, которая входит в "Золотой фонд" советского кино. Репортёры проводят собственное расследование, отыскивая забытых и пропавших из вида популярных в прошлом актёров. Зрителям становится известно то, что осталось за кадром: любовь, измены, предательства и даже смерть на съёмочной площадке - ничто не упускается из вида. После выхода картины на экран судьбы актёров сложились по-разному. Кто-то навсегда ушёл из большого кино, кто-то эмигрировал, а кто-то продолжает жить в полном забвении. Куда исчезли кумиры миллионов и где они сейчас? Почему больше не снимаются? Многие актёры того или иного фильма последний раз встречались лишь на съёмочной площадке. Спустя десятилетия авторы проекта собирают их вместе.

Ведущий

Иван Усачев

Страна и год

Россия, 2012

Другие познавательные передачи