познавательное12+

Тайны нашего кино

  • ТВ Центр-International

    27 мая в 23:55Утомленные солнцем
    вс, 27 мая
    23:55
    Утомленные солнцем

    Почему Олег Меньшиков долго не давал согласия на съемки в картине "Утомленные солнцем"? Из-за чего упала в обморок маленькая Надя Михалкова? Кто сжег волосы Ингеборге Дапкунайте? Зачем на съемки было заказано 150 тысяч листьев? Почему Никита Михалков с трудом перенес церемонию вручения премии "Оскар"? Об этом и многом другом - в программе "Тайны нашего кино. "Утомленные солнцем".

    В программе принимают участие практически все актеры, снимавшиеся в "Утомленных солнцем": Никита и Надя Михалковы, Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте, Владимир Ильин, Авангард Леонтьев, Светлана Крючкова, Евгений Миронов и многие другие. Как всегда в начале очередного выпуска программы ведущий Иван Усачев напоминает зрителям сюжет фильма. Комбриг Котов возвращается домой к жене и маленькой дочери. Ничего не предвещает беды. Спокойный летний день на даче. Неожиданно главу семейства арестовывают сотрудники НКВД...

    Роль чекиста Мити, который вовсе не с добрыми намерениями заявился на комбриговскую дачу, была написана Михалковым специально для Олега Меньшикова.

    - Пресса писала, - рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко, что Меньшиков долго отказывался от предложенной ему роли. И это правда. На тот момент Меньшиков был связан контрактом с румынским режиссером. Но съемки перенеслись и только после этого актер смог принять предложение Михалкова.

    Почему Меньшиков считает, что работа в "Утомленных солнцем" разделила его жизнь на два этапа - "до" и "после"?

    Жену комбрига Котова сыграла Ингеборга Дапкунайте, хотя Михалков собирался снимать в этой роли Елену Яковлеву. Все решила улыбка Ингеборги. Увидев ее, режиссер больше не сомневался: это Маруся! Но чего стоили эти съемки актрисе! Михалкову захотелось, чтоб у героини была прическа-химия, и волосы Дапкунайте просто-напросто сожгли. Тогда и были придуманы марусины косы. Однако настоящие испытания - причем для всех участников съемочного процесса - пришлось пережить во время съемок на пляже и в реке. Жаркое лето пришлось снимать поздней осенью, когда температура воздуха опустилась ниже нуля. Дапкунайте поливали ледяной водой, а Надю Михалкову вытаскивали из пуховика - и она радостно бежала купаться. Наде вообще досталось больше всех. Во время сцены в бане девочка упала в обморок.

    - Дело в том, что должна была сниматься Дапкунайте обнаженной, - рассказывает в программе Никита Михалков. - Пока мы связывались с Лондоном и выясняли, можно ли оголить грудь актрисе, Надя, которая лежала в парилке, в обморок грохнулась, бедная...

    Почему именно из-за дочери Никита Михалков приступил к съемкам картины намного раньше, чем планировал? И чем продиктовано его решение самому сыграть комбрига Котова?

    Возвращаясь к "холодному" лету, авторы программы вспоминают еще одну интересную историю.

    - Чтобы хоть как-то скрыть унылый пейзаж, Михалкову пришлось заказать 150 тысяч искусственных листьев! - рассказывает шеф-редактор Юлия Микитенко. - Даже сложно представить, сколько времени пришлось потратить на то, чтобы прикрепить их к оголившимся веткам деревьев!

    А чем занимались в свободное время актеры Владимир Ильин и Олег Меньшиков, бывшие в то время большими друзьями? Как Ильину во время работы помогала иконка? Как "подвел" Никита Михалков своего старого друга, актера Авангарда Леонтьева? И как он же обманул Евгения Миронова?

    - Михалков позвонил, говорит - Женя, я хочу тебе предложить роль всей твоей жизни, мечту любого артиста, - рассказывает в программе Евгений Миронов. - И прислал мне листок, где слов нет у персонажа! Я понял - наверное, это все еще в процессе, пишется.

    Слов у танкиста Миронова так и не появилось. Но молчал он только до команды "Мотор"...

    Кого еще из молодых актеров, ставших впоследствии звездами, снял режиссер в ролях танкистов?

    Съемки картины завершились осенью 1993 года. А 27 марта 1995 года, на 67-й церемонии вручения самой известной кинопремии мира, "Оскар" перешел в руки российского режиссера Никиты Михалкова. И его маленькой дочки. В программе Никита Сергеевич откроет секрет: он с трудом высидел церемонию, так волновался, что периодически выходил и принимал "сто грамм". В итоге, за Оскаром русский режиссер вышел, что называется, подшофе.

    А какой подарок обрадовал Надю Михалкову больше, чем "Оскар"? Почему Ингеборга Дапкунайте не участвовала в продолжении "Утомленных солнцем"? Как Никите Михалкову удалось вернуть на родину композитора Эдуарда Артемьева? И в чем же все-таки магия этого фильма? А вот на этот вопрос ответ у каждого свой...

    пт, 1 июня
    07:45
    Ворошиловский стрелок

    "Ворошиловский стрелок" впервые был показан в 1999 году и стал первым постперестроечным художественным фильмом Станислава Говорухина. Телезрители картину полюбили, а вот критики разругали в пух и прах. За что? И чего после съемок так боялся Алексей Макаров? Об этом - в программе "Тайны нашего кино" с Иваном Усачевым.

    В 90-е годы Говорухин снимал только публицистические фильмы, и "Ворошиловский стрелок" стал первым за долгое время художественный проектом. В нем рассказывалось о пенсионере, который отомстил насильникам за свою внучку. В главной роли старика-мстителя Говорухин изначально видел только Михаила Ульянова и никого больше. Рассказывает Станислав Сергеевич: - Потом Георгий Жженов донимал: "Ах, моя роль, моя роль! Ну почему же ты меня не пригласил?" Все время переживал, что это его роль, а он не снимался. И я сейчас вот думаю, что Жженов, наверное, был бы хорош. Но лучше Ульянова никто бы это не сделал, потому что держится все на этом старике. Сценарий "Ворошиловского стрелка" Михаилу Александровичу сразу понравился. Мало того, трагедию старика Афонина Ульянов воспринял, как свою личную. В это время у актера подрастала внучка Лиза - как раз ровесница героини фильма, поэтому он мог представить переживания фронтовика-мстителя. А однажды даже расплакался... Из-за чего? И был ли он таким же решительным в жизни, как на экране? Об этом расскажет дочь актера Елена Ульянова. В фильме внучкой героя Ульянова, Катей, стала 17-летняя Анна Синякина, которую режиссер заметил еще в фильме Карена Шахназарова "День полнолуния". Впрочем, была на эту роль и другая претендентка, которая была весьма убедительна на пробах, - юная певица Юлия Началова. Несколько недель Говорухин не мог определиться, кого же ему, в конце концов, снимать. Тогда и предложил Михаилу Ульянову самому выбрать партнершу. Тот, поколебавшись, все же выбрал Аню. А что сейчас с Анной Синякиной? И почему так редко видим ее на экране? Роли трех подонков, совершивших насилие над Катей, достались начинающим актерам Илье Древнову, Марату Башарову и Алексею Макарову. Из всей троицы опыт киносъемок был только у Башарова, блеснувшего в "Сибирском цирюльнике". Понятно, что молодые артисты были счастливы сниматься у самого Говорухина, однако трудностей избежать не удалось. Особенно тяжело шли съемки пресловутой сцены насилия. Все трое жутко смущались и постоянно то текст забывали, то не понимали, что им нужно делать. Однако неопытность не помешала им в перерывах между дублями критиковать режиссера. Однажды, пока Говорухин был во дворе у съемочной аппаратуры, а актеры одни в квартире, произошло следующее. "Обсуждали: тоже мне Говорухин, три часа свет поставить не могут, - вспоминает Илья Древнов. - И вдруг открывается дверь и заглядывает, по-моему, ассистент Таня Талькова и нам крутит у виска, и показывает жестом вниз... Думали, что сейчас будет разнос наш. Но Говорухин терпеливо все это слушал, слушал, только через паузу тихо сказал: "Наглецы". "Впрочем, эти "наглецы" все-таки отработали свое и даже отказались от дублеров в трюковых сценах, - говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. - Например, Марат Башаров сам снялся в эпизоде с разлетающейся в осколки бутылкой. К счастью, сняли с одного дубля и актер не пострадал". Алексей Макаров тоже решил погеройствовать и сам "горел" в эпизоде с пылающей иномаркой. Рассказывает Алексей: - Там есть буквально двухсекундный кадр, где я в кустиках лежу, колочу руками по земле, и у меня горит попа. Это все было в кадре. Этот трюк я исполнил сам, и сказать, что для меня это было фантастикой - это мало. Это было из разряда какого-то космоса. Впрочем, фильм принес Макарову немало огорчений и были моменты, когда он жалел, что снялся в нем. "Иду я однажды по Мосфильмовской улице, навстречу мне женщина. А у нее в коляске сидит девочка. И эта женщина смотрит на меня, смотрит, а потом разворачивается и делает так (плюет)... У нас зритель впечатлительный, верит, что в кино все по правде". Впрочем, амплуа негодяя за Алексеем не закрепилось надолго, вскоре последовали другие работы, где он сыграл положительных героев. Так почему же фильм пытались закрыть? И почему Анна Синякина после съемок разочаровалась в кино? С кого был списан образ челночницы, которую сыграла Ирина Розанова? Об этом и многом другом расскажет Иван Усачев в программе "Тайны нашего кино".

    04:25
    Ворошиловский стрелок

    "Ворошиловский стрелок" впервые был показан в 1999 году и стал первым постперестроечным художественным фильмом Станислава Говорухина. Телезрители картину полюбили, а вот критики разругали в пух и прах. За что? И чего после съемок так боялся Алексей Макаров? Об этом - в программе "Тайны нашего кино" с Иваном Усачевым.

    В 90-е годы Говорухин снимал только публицистические фильмы, и "Ворошиловский стрелок" стал первым за долгое время художественный проектом. В нем рассказывалось о пенсионере, который отомстил насильникам за свою внучку. В главной роли старика-мстителя Говорухин изначально видел только Михаила Ульянова и никого больше. Рассказывает Станислав Сергеевич: - Потом Георгий Жженов донимал: "Ах, моя роль, моя роль! Ну почему же ты меня не пригласил?" Все время переживал, что это его роль, а он не снимался. И я сейчас вот думаю, что Жженов, наверное, был бы хорош. Но лучше Ульянова никто бы это не сделал, потому что держится все на этом старике. Сценарий "Ворошиловского стрелка" Михаилу Александровичу сразу понравился. Мало того, трагедию старика Афонина Ульянов воспринял, как свою личную. В это время у актера подрастала внучка Лиза - как раз ровесница героини фильма, поэтому он мог представить переживания фронтовика-мстителя. А однажды даже расплакался... Из-за чего? И был ли он таким же решительным в жизни, как на экране? Об этом расскажет дочь актера Елена Ульянова. В фильме внучкой героя Ульянова, Катей, стала 17-летняя Анна Синякина, которую режиссер заметил еще в фильме Карена Шахназарова "День полнолуния". Впрочем, была на эту роль и другая претендентка, которая была весьма убедительна на пробах, - юная певица Юлия Началова. Несколько недель Говорухин не мог определиться, кого же ему, в конце концов, снимать. Тогда и предложил Михаилу Ульянову самому выбрать партнершу. Тот, поколебавшись, все же выбрал Аню. А что сейчас с Анной Синякиной? И почему так редко видим ее на экране? Роли трех подонков, совершивших насилие над Катей, достались начинающим актерам Илье Древнову, Марату Башарову и Алексею Макарову. Из всей троицы опыт киносъемок был только у Башарова, блеснувшего в "Сибирском цирюльнике". Понятно, что молодые артисты были счастливы сниматься у самого Говорухина, однако трудностей избежать не удалось. Особенно тяжело шли съемки пресловутой сцены насилия. Все трое жутко смущались и постоянно то текст забывали, то не понимали, что им нужно делать. Однако неопытность не помешала им в перерывах между дублями критиковать режиссера. Однажды, пока Говорухин был во дворе у съемочной аппаратуры, а актеры одни в квартире, произошло следующее. "Обсуждали: тоже мне Говорухин, три часа свет поставить не могут, - вспоминает Илья Древнов. - И вдруг открывается дверь и заглядывает, по-моему, ассистент Таня Талькова и нам крутит у виска, и показывает жестом вниз... Думали, что сейчас будет разнос наш. Но Говорухин терпеливо все это слушал, слушал, только через паузу тихо сказал: "Наглецы". "Впрочем, эти "наглецы" все-таки отработали свое и даже отказались от дублеров в трюковых сценах, - говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. - Например, Марат Башаров сам снялся в эпизоде с разлетающейся в осколки бутылкой. К счастью, сняли с одного дубля и актер не пострадал". Алексей Макаров тоже решил погеройствовать и сам "горел" в эпизоде с пылающей иномаркой. Рассказывает Алексей: - Там есть буквально двухсекундный кадр, где я в кустиках лежу, колочу руками по земле, и у меня горит попа. Это все было в кадре. Этот трюк я исполнил сам, и сказать, что для меня это было фантастикой - это мало. Это было из разряда какого-то космоса. Впрочем, фильм принес Макарову немало огорчений и были моменты, когда он жалел, что снялся в нем. "Иду я однажды по Мосфильмовской улице, навстречу мне женщина. А у нее в коляске сидит девочка. И эта женщина смотрит на меня, смотрит, а потом разворачивается и делает так (плюет)... У нас зритель впечатлительный, верит, что в кино все по правде". Впрочем, амплуа негодяя за Алексеем не закрепилось надолго, вскоре последовали другие работы, где он сыграл положительных героев. Так почему же фильм пытались закрыть? И почему Анна Синякина после съемок разочаровалась в кино? С кого был списан образ челночницы, которую сыграла Ирина Розанова? Об этом и многом другом расскажет Иван Усачев в программе "Тайны нашего кино".

О передаче

Документальный цикл о тайнах создания самых популярных советских фильмов.

Страна и год

Россия

Другие познавательные передачи